Пэчворк «Кубань всенародная»

Краснодарский край является одним из самых густонаселенных регионов страны, занимает третье место в России по численности населения —  5 833 002 человек или 3,4 процента населения России.

Кубань — это огромнейший, многонациональный регион, на территории которого бок о бок проживают больше ста пятидесяти народностей. Это русские, греки, армяне, цыгане, татары, этнические украинцы, чуваши, белорусы, грузины, азербайджанцы, молдаване, адыгейцы и другие. Есть также иностранцы: немцы, турки, итальянцы, чехи, поляки, американцы и выходцы из африканских стран. И во всем этом национальном калейдоскопе, также проживают коренные народы Краснодарского края, это шапсуги, натухайцы, ассирийцы и другие.

Все народы Краснодарского края живут бок о бок дружно уже много лет, толерантно относятся к религиям, культурным традициям и обычаям друг друга. В общей жизни Кубани присутствует много традиций, национальных блюд, культурных и архитектурных наследий, и все они мирно граничат на территории одного края. 

Традиционное лоскутное шитье, как и любое другое декоративно-прикладное искусство, имеет богатую и интересную историю развития. В России шить из лоскутков начали во второй половине 19 века. В это время в продаже появился дорогой заморский ситец. Большой популярностью в быту пользовались лоскутные одеяла, коврики кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани. Многие готовые изделия стали украшаться лоскутными орнаментами. Лоскутные узоры могли многое рассказать о выполнившей их мастерице. В частности, судили об ее вкусе, умении сочетать цвета. Если же присмотреться лучше, то можно было даже узнать, о чем думала мастерица, создавая новое изделие.

На Кубани женщины всегда славились умением вести домашнее хозяйство, были очень трудолюбивы и бережливы. Не свойственны им были лень и пустая болтовня. Многое в хозяйстве делалось своими руками. Казачки сами пряли, ткали, кроили и шили. Лоскуты бережно складывались и передавались от матери к дочке. Девочкам-казачкам матери рано начинали готовить приданое. В сундук (по-кубански «скрыня») бережно складывались рушники, скатерти, постельные принадлежности, лоскутные одеяла. Самый простой вид лоскутного шитья сводится к выкраиванию из ткани квадратов одинакового размера и сшиванию их между собой. При этом не обойтись без определенной сноровки. Ведь квадраты должны быть соединены между собой четко и ровно, не допуская перекосов и сдвигов. На Кубани особой популярностью пользовались такие техники лоскутного шитья, как ляпочиха, колодец и шитье из треугольников.

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома.

Вышивка — основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани. На Кубани вышивкой украшали одежду, рушники, настольники, подзоры, салфетки. Вышивали крестом и гладью. Подавляющее большинство вышитых изделий выполнено крестом. Вышивка крестом бытовала повсеместно, отличалась разнообразием приемов исполнения. Девочки уже с шести лет приучались прядению и до замужества приготавливали себе приданное.

Вышивкой и традиционным русским шитьем украшался женский головной убор «Сорока рогатая».

«Сорока  рогатая» — старинный русский головной убор замужних женщин или его часть. Головной убор был широко распространен в центральной и южной России.  Сорока была самым богатым из женских головных уборов. Сорока как головной убор — род кички (старинный русский праздничный головной убор замужней женщины). Основными предметами, образующими в совокупности этот головной   убор,          были кичка, собственно сорока, подзатыльник, налобник, платок. Дополнительными — различные украшения из бисера, перьев, лент, искусственных цветов.

Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» — «волосы», носить их могла лишь «мужатая баба». В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» — ходить, задрав нос.

Марашская армянская вышивка – одна из самых сложных техник, отразившая уникальный орнаментальный потенциал армянского искусства и особенности менталитета. Вышивка похожа на вышивку крестом и по традиции ремесло передается по женской линии от мамы к дочери, от бабушки к внучке, как на Кубани.

Золотое шитье адыгов, одно из древних ремесел на Западном Кавказе, стало уникальным искусством, благодаря своим характерным особенностям и самобытному стилю шитья адыгских мастериц. Золотошвейное искусство адыгов отличается от техник шитья других народов гармоничным сочетанием вышивки с галунами, сутажом и басонными изделиями из золотых и серебряных нитей. Адыгские золотошвеи всегда тонко продумывали свои орнаментальные композиции, используя все эти изящные украшения.  Золотошвейному ремеслу обучали с детства и передавали из поколения в поколение.